Сегодня:
                                Астрахань C                                
                              ☎ +7(8512) 50-29-03


»

Последние новости

Самое читаемое


СЕГОДНЯ В СМИ
Самое обсуждаемое
Архив новостей
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Закон отделил платные услуги от бесплатных

    08 июн 2010, 09:25     1     0

Закон отделил платные услуги от бесплатных

В Государственной Думы Астраханской области прошло совещание, в котором участвовали депутаты областной и городской Думы, представители министерства образования и науки, профсоюзных организаций. Обсуждалась реализация федерального закона, в соответствии с которым изменяется правовой статус государственных учреждений здравоохранения, образования и культуры. По итогам совещания заместитель председателя Государственной Думы Астраханской области И.В. Родненко ответила на наши вопросы. - С чем связана необходимость принятия данного закона, какие проблемы федеральные законодатели планируют решить? - Сегодня качество услуг не всегда соответствуют высоким современным требованиям. Закон призван изменить ситуацию. И в первую очередь этому будет способствовать изменение системы финансирования учреждений. В настоящее время она осуществляется строго «по смете». Средства выделяются вне зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Предлагается иная схема: деньги в виде субсидий предоставляются как плата за выполнение конкретного государственного заказа, с обязательным учетом конечного результата. Нововведение создает условия и стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования. Учреждения получат больше свободы. Но основной аспект: финансирование будет зависеть от качества работы. - Предусматривается три статусных формы: бюджетная, казенная и автономная. Расскажите о них поподробнее. - Сразу отмечу, в каком бы статусе не было учреждение, оно должно выполнять социально значимые функции. Но при этом разрешается предоставлять дополнительные платные услуги. Бюджетные учреждения будут получать субсидии для выполнения государственного или муниципального заказа. Казенное учреждение – хоть и новый тип, но его статус по сути совпадает со статусом сегодняшних бюджетных организаций. И финансирование для них останется практически по сегодняшней схеме – сметное, через казначейство. Обе формы предполагают, что заниматься приносящей доходом деятельностью можно только в том случае, если это позволяют учредительные документы. Разница в распоряжении доходами. Бюджетные учреждения будут распоряжаться ими самостоятельно, а казенные – перечислять в соответствующие бюджеты. Автономные учреждения получат наибольшую самостоятельность. Все дополнительные доходы остаются в их распоряжении. Они будут вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, получать кредиты и займы, не обязаны осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета федерального казначейства. С согласия учредителя смогут участвовать в создании коммерческих организаций. Минимальное финансирование по госзаказу сохранится, но фактически такие учреждения государство отпускает «в свободное плавание» в рыночных условиях. - Складывается впечатление, что финансовое бремя по содержанию госучреждений перекладывается на частные структуры. Высказываются следующие опасения: утрата возможности бесплатного образования, снижение государственных расходов на содержание учреждений, увеличение объема платных услуг, приватизация школ, распродажа имущества... Это отнюдь не полный список «страшилок», обсуждаемых сегодня в прессе. - Платные услуги есть и сейчас. Но школы сами решают, за какие из них взимать с родителей плату. И эта «вольница» зачастую вызывает законное недовольство родителей. Фактически, большинство бюджетных учреждений уже получают доходы от дополнительной деятельности. В законе четко указывается перечень случаев, когда бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги – только сверх государственного задания и по дополнительным видам деятельности. Госстандарт содержит перечень образовательных дисциплин, которые учащиеся получат бесплатно. Остальные, к примеру, изучение второго иностранного языка или занятие конным спортом возможно за дополнительную плату. Обязательства, которые государство взяло на себя, не будут урезаны. Размер финансирования учреждений не уменьшится. Изменится способ доведения денег. Что же касается приватизации, независимо от статуса учреждения не станут частными, ведь их учредитель и собственник имущества – это субъект Российской Федерации либо муниципальное образование. А учреждения распоряжаются этим имуществом только на праве оперативного управления. - Возможно ли, что в образовательной программе останутся только основные дисциплины, например математика, русский язык. А такие предметы, как рисование, эстетика, музыка, перейдут в разряд платных? -Нормативы учебных программ разрабатываются на основании государственных стандартов, в которых помимо основных дисциплин предусматриваются и те, о которых вы спросили. Во всяком случае, все дисциплины, которые сегодня изучаются в школах, входят в базисный план образовательного стандарта Министерства образования Российской Федерации. И это очень важно - чтобы школы не только давали детям знания, но и формировали в них гражданские качества, развивали творческие способности. Смысл нововведений, думается, в другом. Есть состоятельные люди, имеющие возможности оплатить дополнительное образование своего ребенка и обучать его в элитных школах с углубленной и расширенной программой. В настоящее время такие школы финансируются из бюджета, так же как и обычные. Закон позволят перенаправить средства на бюджетные и казенные учреждения, в которых большинство астраханских детей смогут, как и сейчас, получать образование. Для талантливых и способных детей из средних и малообеспеченных семей у государства, по-прежнему, будут создаваться условия поддержки в виде президентских грантов, губернаторских стипендий на уровне регионов. Есть и другой аспект. В Астраханской области много положительных примеров, когда школа – это еще и социокультурный центр того микрорайна или населенного пункта, в котором расположена. Где-то по вечерам обучают пенсионеров компьютерной грамотности, предоставляют свои спортивные площадки для детских секций, работают различные кружки по интересам. Такую деятельность нужно не только сохранить, но и при помощи субсидий стимулировать ее дальнейшее развитие. Главное, не потерять те наработанные и хорошо зарекомендовавшие себя образовательные формы, которые у нас имеются в настоящее время. Не смотря на появившуюся возможность зарабатывать деньги, школа должна остаться, прежде всего, образовательным учреждением. - Каковы критерии выбора нового статуса? - Отмечу, что регионы и муниципальные образования могут самостоятельно устанавливать статус. Казенный статус, скорее всего, получат детские дома, специальные и малокомплектные школы. К бюджетной категории предполагается отнести большинство общеобразовательных школ. Но ряд учебных заведений, в том числе и вузы, могут выбрать автономную модель. Безусловно, переводить, к примеру, все школы в статус автономных учреждений нельзя. Сегодня многие из них, особенно в сельской местности, не готовы к такому переходу и не смогут эффективно привлекать инвесторов, управлять финансовыми потоками. Участники совещания были единодушны в том, что необходимо дифференцировано подходить к этому вопросу. Устанавливать соответствующий статус следует, только исходя из реальных возможностей каждого учреждения. На федеральном уровне закон принят. Теперь должны быть внесены соответствующие изменения в региональные законодательные акты. По итогам обсуждения вопроса созданы три рабочие группы. Они займутся работой по каждому направлению: здравоохранение, культура, образование. Способы и механизмы реализации закона на региональном уровне нуждаются в тщательной проработке. Необходимо разработать такие стандарты по объемам и финансовым нормативам по всем видам оказываемых услуг, чтобы обеспечить финансирование государственного и муниципального задания из потребностей населения, а не из возможностей бюджетов. Кроме того, в федеральном законе отсутствует четко обозначенные санкции за нарушение требований к формированию и выполнению задания. Депутатскому корпусу, министерствам предстоит большая работа по созданию модели функционирования госучреждений, которая позволит предоставлять населению качественные образовательные, медицинские и культурные услуги. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. До 1 июля 2012 года предусматривается переходный период. Хотя ряд депутатов считают, что переходный период введения закона нужно увеличить на два-три года. Это позволит госучреждениям функционировать в прежнем правовом режиме. Мы сможем на практике изучить плюсы и минусы нововведений. Главное – по-прежнему, обеспечивать конституционную норму получения бесплатного школьного образования, и при этом не ухудшить сегодняшнюю образовательную систему. Пресс-служба Государственной Думы Астраханской области

Комментарии
11*три=
Читайте также:
Важное
Самое читаемое
Самое обсуждаемое
Сегодня в СМИ:

Новости SMI2.RU

Новости Lentainform.ru

Загрузка...
Политика использования файлов cookies
При использовании данного сайта, пользователь подтверждает свое согласие на использование файлов cookies.Мы используем файлы cookies для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа посещаемости сайта. Информацией о том, как вы пользуетесь нашим сайтом, мы делимся со своими партнёрами в области социальных сетей, рекламы и аналитики. Если Пользователь с этим не согласен, то он должен соответствующим образом установить настройки своего браузера или не использовать Сайт.
Понятно
Подробнее