
Задания для детей 6 лет - https://childdevelop.ru/worksheets/
Мышление возникает тогда, когда человек сталкивается с ситуацией, для выхода из которой не достаточно привычки (стереотипного реагирования), памяти и прочее. Ему понадобятся мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, конкретизация, систематизация. Развитие мышления ребенка направлено на развитие, собственно говоря, именно этих мыслительных операций, которые имеют и другое название – умственные действия.
Если родители хотят развивать мышление своего ребенка, им следует запастись следующими знаниями по этому вопросу:
- Ребенок должен активно взаимодействовать с внешним миром. Это способствует накоплению знаний с самых разных областей, усвоению мыслительного опыта человечества. Но не стоит все знания подавать ребенку «на блюдечке». Ведь активное взаимодействие означает, что ребенок должен сам дойти до сути явления, о котором думает. Для этого чаще задавайте ребенку вопросы такого типа: «Как ты думаешь, почему… («…тучи плывут по небу», «…рассердилась тетя», «…нужно платить деньги за товар» и т.д.). Если сразу говорить ребенку: «Тучи плывут по небу потому, что…», он будет получать знание в готовом виде, ему не нужно будет активно задействовать мыслительные операции. В таком случае будут работать память, воображение. Когда вы задаете ребенку разные вопросы, выслушайте его ответ, а потом скажите: «Какое интересное мнение. Я читал(ла), что ученые думают по этому поводу так:…». Далее объясните ребенку доступным для его понимания языком, что же происходит с тучами на самом деле. Таким образом, вы убиваете сразу трех зайцев: способствуете развитию мышления ребенка, познанию им мира и пониманию пользы чтения.
- Первые признаки мышления у ребенка наблюдаются к восьми месяцам. В этот период ребенок начинает играть с несколькими предметами вместе, пытаясь как-то задействовать их в одном действии. Примером служит складывание пирамидки. Когда нужно кольца, разные по ширине, надеть на стержень, который также может быть неодинаков по всей длине. Как указывает украинский ученый, психолог Г.С. Костюк, влияя одним предметом на другой, ребенок обнаруживает их новые свойства, от анализа которых зависит его успех с пирамидкой. Из этого следует, что с целью развития мышления у ребенка, к указанному возрасту следует запастись игрушками, для игр с которыми нужно будет проделать некоторые манипуляции с несколькими предметами сразу. На качественных игрушках всегда указан правильный возраст, для которого они предназначены. В качестве игрушек могут выступать и бытовые предметы. Например, положите игрушку, которой ребенок хочет играть, выше него, чтобы он не мог достать ее руками. Уже в начале второго года жизни малыш способен догадаться, что для достижения желаемого ему необходимо подставить стул, вылезть на него и достать игрушку.
- Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Ведь оно и «протекает» в голове в виде внутренней речи. Таким образом, постоянное общение с ребенком, называние ему предметов, их свойств, способов действий с ними способствует развитию мышления ребенка.
- Развитию мышления способствуют разнообразные обучающие задания (с ними можно ознакомиться и бесплатно скачать здесь: https://childdevelop.ru/worksheets/tag-detsad). Такие задания должны быть красочными, яркими, чтобы они могли привлечь внимание ребенка, и он воспринимал их решение как игру. Конечно, они должны также соответствовать возрасту малыша. Ведь слишком сложные задания он не сможет выполнить, а потому может расстроиться и отказаться выполнять такие задания и позже. А слишком простые задания не будут способствовать развитию мышления, ведь оно развивается тогда, когда появляется проблема, трудность.
- Развивая мышление ребенка, помните о возрастных особенностях этого психического процесса.

Дошкольник (ребенок 4-5 лет) имеет наглядно-образное мышление. Это значит, что он способен отнести предметы в вышеприведенном примере к той или иной группе только представляя их. То есть, эти мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение) он может провести без непосредственного взаимодействия с объектами задачи. Но для этого нужно, чтобы ребенок уже знал эти предметы и явления, воспринимал их раньше непосредственно или на картинке, понимал их свойства.
Мышления ребенка школьного возраста становится словесно-логическим. Стоит ставить ему вопросы, которые развивали бы его логику. Например: «Что будет, если бросить в воду камень? Он утонет? Почему? А если бросить перо, оно утонет? Почему?». Хорошую службу составят разнообразные логические упражнения (головоломки): загадки, шарады, кроссворды, интеллектуальные игры и прочее.
Если ребенок не справляется с задачей, которую вы дали, чтобы развивать его мышление, помогите ему подсказкой или покажите, как это надо правильно делать, давая при этом объяснения (показать+объяснить). Помните о соответствии заданий возрасту ребенка.

- Этап мотивации: заинтересуйте ребенка заданием, которое вы ему даете для развития мышления («Посмотри, какой красивый конструктор!»).
- Этап ознакомления: ознакомьте ребенка с объектами и условиями задания («Эти кубики имеют разные длину и ширину. Давай смастерим с их помощью машину и дом»).
- Этап действий: ребенок выполняет задание.
- Этап внешнеречевых действий: попросите ребенка проговаривать то, что он делает, чтобы в него лучше происходило осознание его действий.
- Этап внутренней речи про себя: процесс выполнения действия, будучи осознанным на предыдущем этапе, теперь переносится во внутреннюю речь, мыслительную деятельность.
Автор – Оверченко Алина, канд. психол. наук, практический психолог.